Маленькие религии ЦА: кто в регионе верит в Будду?
Истории
15.01.2017
Буддизм – одна из самых древних и широко распространённых религий. Считается традиционной. По разным оценкам, у неё от 500 миллионов до миллиарда последователей в мире. В Центральной Азии буддизм не так популярен, как в Юго-Восточной. Именно по этим соображениям – не умаляя ценности учения и ни в коем случае не желая оскорбить чувства верующих – «Открытая Азия онлайн» и назвала его «маленькой религией». Но так было не всегда.

Сегодня, во Всемирный день религий (провозглашённый с целью проповедовать только одно – важность всех вероучений и то, что они сила для объединения и мира, а не раздора), редакция запускает цикл материалов о том, что исповедуют в Центральной Азии, чему верят, что считают грехом, а что благодеянием. Материал о буддизме – первый из серии.

КАЗАХСТАН
Когда-то на территории современного Казахстана буддизм был самой что ни на есть традиционной, «коренной» религией. И с тех пор прошло не так уж много времени – в масштабах истории. Даже памятники и символы сохранились. Так, у реки Или в Алматинской области есть Тамгалы-Тас – в переводе «камни со знаками». На наскальной поверхности – древнетюркские рунические письмена VIII-IX веков, а помимо – изображения Будды Шакьямунии двух его ипостасей: Будды Медицины и Будды Бесконечного Сочувствия. Памятник охраняется государством и является храмом под открытым небом. Есть много предположений о времени появления этих «картинок», по одному – ориентировочно XVII век.

Существуют и более ранние памятники. В 1997 году археологическая экспедиция под руководством известного учёного Карла Байпакова раскапывала средневековое городище в Алматинской области неподалёку от села Койлык. На его территории были обнаружены буддийский храм, соборная мечеть, ханака (суфийская обитель) и манихейская церковь (одно из христианских вероучений). Городище сегодня известно под названием Каялык, находки датируются VIII-XIV веками и доказывают, что эта земля всегда была многоконфессиональной и толерантной.

Чтобы прояснить, откуда эти объекты здесь взялись, «Открытая Азия онлайн» создала «временную карту». Это, конечно, не строго научные данные, но известные и обобщённые, по которым вполне можно представить историю буддизма на отдельно взятой территории.

Арман Умарходжиев – тоже археолог. В 2011 году он был с частной поездкой в Непале. Это родина Будды Шакьямуни. Казахстанцу посчастливилось увидеть Будда-боя и даже прикоснуться к нему – это молодой мужчина-отшельник, который провёл в медитации (без пищи и воды) 6 лет подряд. Буддисты верят, что он – реинкарнация Шакьямуни. Отшельник обещал выйти из самосозерцания как раз к 2555-летию со дня рождения Будды. В этот день в назначенном месте собрались тысячи последователей вероучения. Совершенно случайно попал туда и Арман Умарходжиев. Фото были сделаны им.
IMG_1074.JPG IMG_1070.JPG Будда-бой и люди, собравшиеся на него посмотреть

Там, в Непале, автор снимков и узнал, что духовное имя Будда Шакьямуни (в миру его звали Сиддхартха Гаутама) переводится как «Мудрец из рода саков»...

А кроме того, Арман Умарходжиев увидел, что на полотнах, рисунках, статуях, изображающих Будду, он сам и его окружение в одеяниях, которые очень напоминают сакские. В частности – Золотого человека, воина, найденного в Иссыкском кургане, являющегося (предположительно) современником Будды. А сегодня – символом республики.
DSC_0398.JPG Остроконечные шапки в точности, как у саков-тиграхауда. Фото: Арман Умарходжиев

Археолог нашёл «родные» штучки в непальских лавках: например, ваджру – ритуальный предмет, который очень похож на аджи, национальный узор, который можно найти на любой корпешке в любом казахском ауле. А ещё – буддистский ритуальный нож пхурбу. Он казался точной копией наконечника сакских стрел, найденных в том же кургане.
Арман Умарходжиев_коллаж.jpg Арман Умарходжиев на фоне ваджры; показывает непальцу из рода шакия казахский узор аджи; пхурба и наконечники сакских стрел

Эти «знаки» и многие другие позволили Арману Умарходжиеву выдвинуть гипотезу, что Будда был саком – то есть одной крови с племенами, жившими в то время на территории современного Казахстана. За подтверждением археолог снова поехал в Непал.
Расследование относительно происхождения Будды подробно зафиксировано в фильме, который Умарходжиев и его команда снимали во время поездки. Кое-что они всё-таки открыли. Взяли образцы слюны у шакия (сакия) – непальского рода, из которого был и Будда. ДНК-анализ показал, что эти люди относятсяне к той генетической гаплогруппе, что характерна для их страны, а к той, куда входят монголы, каракалпаки и казахи из рода «найман». А это даёт основания считать: у этих непальцев, некоторых казахстанцев и Будды были общие предки. Возможно, те же саки.

Вывод вполне тянет на сенсацию. Но в Казахстане, как ни странно, им никто не заинтересовался. Ни один местный историк, генетик, религиовед, чиновник не захотел попробовать поискать ещё. Единственные, кто согласился с выводами казахстанской группы энтузиастов, – российские генетики из Уфы. Они поедут весной этого года в Непал с Арманом Умарходжиевым и его коллегами. Вторая экспедиция уже запланирована – своими силами и на свои средства.
DSC_0261.JPG Съёмочная группа во время первой экспедиции в Непал на месте рождения Будды. Фото: Арман Умарходжиев

– Первая была просто разведкой. Мы многое не дожали. А на весеннюю поездку у нас конкретный план есть. Оказывается – мы это позже выяснили – у саков тоже было деление, как у казахов: есть қара сүйек (чёрная кость) и ақ сүйек (белая кость). Белая кость – это чингизиды и ходжи (қожа). Все остальные рода – қара сүйек. Мы взяли анализы у обычных людей, а есть там сакия белой кости. И они являются непосредственными потомками Будды. Мы поедем у этих людей брать анализы. Но, конечно, хотелось бы кого-то ещё подключить. Если действительно во время второй экспедиции мы найдём неопровержимые доказательства того, что у народа шакия, живущего сейчас в Непале, есть общие гены с казахами, с чингизидами, то это же вопрос национальной важности. Хотелось бы найти единомышленников, людей, болеющих за нашу историю, кто действительно хочет разобраться в наших корнях. Это же уникальный случай. Будда Шакьямуни оставил глубокий след в истории человечества. И если действительно подтвердится, это гордость за наших предков. Пусть они когда-то откочевали туда, в Индию, а из Индии в Непал... – говорит Умарходжиев с горящими глазами.

Удивительно, что при таком бэкграунде буддизм в Казахстане практически не сохранился. Неудивительно, – возражает археолог. Буддисты – очень миролюбивые, они просто не смогли противостоять более воинственным религиям.

Найти ассоциацию, объединение буддистов в Казахстане не удалось. Случайно – через социальные сети – произошло знакомство с Татьяной, последовательницей этого вероучения. Она объяснила – нет никакой общины. Буддисты в Казахстане – это разрозненные группы и даже одиночки. Татьяна пригласила в гости – познакомить с единомышленниками и рассказать подробнее, как они живут, и как исповедуют своё учение.
IMG_6480.JPG
Собрались у одного из буддистов дома. Четыре человека. И так у них всегда. Посидят у кого-нибудь из своих, пообщаются, помедитируют... Иногда ездят в паломничество в Тибет и на поучения – в Индию, Непал, а также в Россию и Европу. Вообще в буддизме множество разных школ – направлений. И даже Далай Лама – не для всех Учитель.

– В Казахстане есть разные-разные группы, которые представляют вот эти разные школы, – объясняет друг Татьяны Данияр. – В Алматы есть более или менее оформившаяся группа вон-буддистов – это корейское ответвление (официально зарегистрированное). Мы представляем одну из тибетских школ – Карма Кагью. Есть по паре человек движения Риме – это тоже тибетский буддизм. Есть на Западе Казахстана тоже тибетское направление – Гелуг (зарегистрированное). Но всё это представлено очень маленькими группами. В Усть-Каменогорске живёт представительница буддизма. Она относится к нашей школе. Она там одна совсем.
IMG_6473.JPG
Но подсчитать количество буддистов в Казахстане вряд ли кто возьмётся, помимо зарегистрированных объединений, как в Уральске и у корейцев, есть множество просто компаний людей, идущих к одной цели.

Главная цель буддиста, как объяснили новые знакомые, – это Просветление. Проще говоря – победа над своим эго. И когда это случается, исчезают разного рода омрачения – уже не делишь мир на других и себя, он становится целостным. Всё, что вокруг, – это, собственно, вы и есть. Это, по словам буддистов, даёт много радости и много свободы, потому что больше не от кого убегать и некуда бежать, некого винить, и у самого чувства вины нет.

Буддизм вообще – вера для ответственных, добавляют ребята. Это понимание: всё, что происходит в твоей жизни, – только в твоих руках, не зависит от Провидения, случая, других людей. «И нужна достаточная смелость, чтобы сказать: всё, что со мной происходит, полностью зависит от меня - как моё прошлое, моё настоящее, так и моё будущее», – добавляет Данияр.

Ещё один постулат буддизма – у всего есть причина и следствие. Ничто не происходит просто так. И всё происходящее к чему-то приведёт: поступай правильно, начни с себя, и жизнь наладится. В этом смысле религия довольно практичная. Татьяна призналась, она исправно платит налоги, пользуется только лицензионным софтом, не даёт взяток... Сразу возникает мысль:

– Буддист – хороший гражданин?

– Я бы сказала, что буддисту важнее быть хорошим человеком, чем хорошим гражданином. Потому что понятие «гражданин» – очень ёмкое. Может быть, для кого-то хороший гражданин – это тот, кто на баррикадах стоит. Если возьмём истории всяких революций – лучшие граждане сидели в тюрьмах, возглавляли протестные движения. Для нас это не специфично, для нас важнее быть хорошими людьми – сочувствующими, терпеливыми, наоборот – как-то умиротворять, – говорит Татьяна.

– То есть использовать буддистов, как фанатиков других религий, в каких-то политических целях не получится?

– Да, буддист – это так себе политическая сила, – улыбается Данияр.

– Понятия греха в буддизме нет. Но если мы причиняем вред другим живым существам, мы сами потом будем очень плохо жить – встречаться с болезнями, потерями, страданиями.

– По закону причины и следствия?

– То есть это просто неразумно, для себя не полезно – причинять кому-то вред.
IMG_6472.JPG
Но вот официально зарегистрировать религиозное объединение у этих последователей школы Карма Кагью пока не получается. По казахстанским законам для этого нужно, как минимум, 50 адептов. А их столько не наберётся. Конечно, в этом нет острой необходимости – буддистам не нужно строить церкви, собирать пожертвования с прихожан, они не занимаются миссионерством. Но тем не менее:

– На самом деле, регистрация, наверное, нужна для того, чтобы быть признанными в этой стране. Не какими-то нелегалами-подпольщиками. Но мы как-то общались с нашими религиоведами, которые входят в совет при Минюсте. Они сказали, что нас, скорее всего, не зарегистрируют, потому что у нас нет признаков религии: у нас здесь нет духовенства, лидера духовного, у нас нет монашества, нет церкви. Поэтому и давать нам статус религиозного объединения вроде бы никто не собирается. Конечно, мы хотим, чтобы нас признали, чтобы поняли, что да – есть буддисты, они не опасны, они маленькие, ни с кем не конкурируют. Но поскольку мы ещё не подходим под требования законодательства, чтобы начать эту процедуру, то мы не сильно и огорчаемся, – уверяет женщина.

КЫРГЫЗСТАН
Чтобы увидеть буддистские памятники в Кыргызстане, тоже не нужно преодолевать тысячи километров. Достаточно отъехать от Бишкека или даже остаться в столице.

Научный сотрудник Института истории и культурного наследия при Национальной академии наук КР Валерий Кольченко с 80-х годов занимается археологическими раскопками древних городищ. По его словам, в средневековый период буддизм на этой территории был распространён только в Чуйской долине. Наиболее яркие памятники были найдены на территории городищ Ак-Бешим (недалеко от города Токмака) и Красная Речка у одноимённого села – древних городов Суяб и Невакет.

– Ещё на Иссык-Куле найдено несколько камней с буддийскими тибетскими надписями «Ом Мани ПадмеХум» – одной из самых известных мантр. Но, как мне видится, они более поздние – времён джунгарской (калмакской) агрессии. Также на курорте Иссык-Ата есть изображение Будды-врачевателя и сопровождающие его тибетские надписи. Есть предположение, что недалеко от городища Бурана существовал буддийский монастырь или храм: лет десять назад местные жители нашли у группы холмов большую поврежденную каменную скульптуру, – отмечает Кольченко.
Кольченко.jpg Валерий Кольченко. Фото из личного архива

Мало кто знает, но подобные находки попадались и на территории Бишкека, к примеру, когда рыли Большой Чуйский Канал (БЧК).

– На западной окраине современного Бишкека (с. Новопавловка) в 1941 году были найдены буддийские росписи и фрагменты глиняной скульптуры. К сожалению, темпы строительных работ не позволили качественно документировать объект – была сделана лишь акварель небольшой глиняной раскрашенной головы буддийского персонажа и графические рисунки других фрагментов, а также составлено словесное описание. Сам буддийский архитектурный объект из-за строительства канала был уничтожен.

Восточнее Бишкека, в селе Новопокровка, в конце 1950-х годов при строительстве Дома культуры учительница местной школы из-под ковша экскаватора спасла буддийские предметы…
3_АБ-1_реконстр.jpg
4_АБ-1_зал.jpg Реконструкция первого буддийского харама и его залы в Ак-Бешиме

Всего на территории Кыргызстана археологами раскапывалось шесть буддийских строений в двух средневековых городищах. Наибольшую известность получил исследованный в Ак-Бешиме так называемый первый буддийский храм. В 1940-х годах советскому археологу Александру Бернштаму удалось на одном из объектов найти буддийские росписи. Они залегали под руинами караханидской усадьбы. В 60-х годах кыргызстанский археолог Пётр Кожемяко продолжил исследования Бернштама и раскопал на этом месте буддийский храм, который в свою очередь был построен на руинах замка VII века. На другом холме, спустя двадцать лет после раскопок Бернштама, исследовали нашли второй буддийский храм, в котором оказалась большая глиняная скульптура Будды в нирване. От неё сохранилась только часть торса длиной около 8 м. В начале нашего века над объектом соорудили крышу для защиты глиняных стен храма от дождя и снега.
7_КрР_Б-2_1962.jpg
Пожалуй, самой известной буддийской находкой современности на территории Кыргызстана можно считать глиняную статую Будды, сидящего в позе лотоса. Правда, сохранилась только нижняя часть и правая рука без кисти. Её раскопали в храме монастыря на городище Красная Речка в 2011 году силами кыргызстанско-российской экспедиции Института истории и культурного наследия НАН КР и Государственного Эрмитажа под руководством Асана Торгоева и нашего собеседника:

– После обнаружения и консервации над сохранившейся частью скульптуры соорудили специальный саркофаг из кирпича прямо на месте раскопок, и пять лет она пролежала в нём, отлично сохранившись. После её передали на постоянное хранение в исторический музей. Я очень надеюсь, что после реконструкции музея для неё предусмотрят место в новой экспозиции, проведут необходимые реставрационные работы, и посетители смогут оценить её достоинства. Специалисты Эрмитажа готовы оказать помощь в реставрации, – сказал Кольченко.

Откуда в Чуйскую долину пришёл буддизм? Ответа на этот вопрос не знает никто. Есть две гипотезы. Одна из них наиболее чётко изложена кыргызстанским археологом Валентиной Горячевой: люди, переселившиеся в раннем Средневековье на эту территорию из Согда и Тохаристана, уже были адептами.

Другой гипотезы придерживается Кольченко: буддизм начал распространяться здесь вместе с китайской оккупацией и включением Суяба (городище Ак-Бешим) в их административную единицу «Четыре гарнизона». Тут около 50 лет стоял воинский контингент, и была администрация. Для их нужд и строились храмы. Кстати, в этом же городе родился великий китайский поэт Ли Бо.

Во время Советского Союза ак-бешимские памятники буддийской архитектуры были разрушены. Это было связано в том числе и с тем, что они располагались не на центральных развалинах-шахристанах, а в двухстах метрах от них – среди распахиваемых полей. Но и существующие ныне памятники, как на городище Ак-Бешим, так и на Красной Речке, тоже – в зоне риска. Их территория не выделена в категорию особо охраняемых, а числится как земли сельхозназначения, находясь в частной собственности или, в лучшем случае, – в аренде у земледельцев.
8_КрР_Монастырь.jpg Вид сверху на монастырь в городище Красная речка

Нельзя сказать, что сейчас буддизма в Кыргызстане нет. Последователей не так много, но они встречаются. Одна из них – Светлана Иванова, бывший учитель информатики, ныне менеджер по проектам в сфере информационных технологий. Практиковать буддизм начала шесть лет назад (в 39) и выбрала одну из четырёх главных тибетских школ – Карма Кагью (Алмазный путь). Особое значение в нём придаётся уму.

К этой вере женщину привели детские вопросы, на которые она не могла найти ответы. Света росла в обычной советской семье, где не принято было говорить о религии. Но началась Перестройка, и у Светланы появилась возможность читать книги о буддизме, хотя достать их было сложно. Позже она поняла, что это теория, а ей хотелось начать практиковать. С тех пор она занималась активным поиском наставников. Когда в Кыргызстан пришел Интернет – это случилось в 1997 году – устроилась в интернет-клуб администратором, и свободное время смотрела видео о различных буддийских практиках.
1521828_575608135849412_1442096745_n.jpg Светлана Ивановна. Фото из личного архива

Последователи школы Карма Кагью собираются в небольшой бишкекской квартирке. Её они называют центром медитаций. На стенах весят различные символы и портреты учителей, на столе стоят статуэтки, на полках расставлены книги. В Кыргызстане эта группа состоит из 10 человек. Здесь убеждены, что в буддизме нет случайных людей.

Гомпа – место, где тренируют ум. Существует общая медитация – гуру-йога и личные практики, которыми можно заниматься дома. И, оказывается, для медитации не обязательно садиться в позу лотоса. Важно, чтобы спина была прямой, говорит Светлана:

  – Позвоночник – наш главный энергетический канал. В общем, медитировать можно и стоя, и лёжа, и даже идя по улице или разговаривая с человеком. Само же ощущение от медитации невозможно описать...
гомпа.jpg
Светлана поясняет, что таким не принято делиться - слишком личное. По словам женщины, самый распространенный стереотип о буддистах - что они вегетарианцы. Но это не так. Им никто ничего не запрещает.

Во время разговора Светлана также упоминает, что другие буддисты не очень доброжелательно относятся к ним:
– У нас есть официально зарегистрированная корейская буддийская организация. Там думают так: мы, корейцы, можем считаться буддистами. Если ты русский, то православный априори. Но мы буддисты не по рождению, по убеждению, мы люди, которые используют буддийские методы, чтобы познать природу своего ума.

Недоброжелатели, по мнению группы Карма Кагью, – тоже учителя. Благодаря им можно практиковать терпение:
– Мы используем любую жизненную ситуацию для собственного развития...
14291876_1092512334159271_5482485506706897477_n.jpg
Надо признаться, что в толпе буддистов практически невозможно отличить. Выдают их только доброжелательность и выражение счастья на лицах. Одежду они носят обычную. Отмечают все традиционные праздники, но и свои тоже. Самый главный – просветление Будды, он приходится на май. Как отмечают? Собираются, медитируют. Их вечеринки очень похожи на обычные: так же веселятся, танцуют, а бывает, что и выпивают алкоголь.
11188239_796753537067262_8919831002319341029_n.jpg
Ещё больше веру Светланы укрепило знакомство с мужем Лайфом Андерсоном – датчанином по происхождению. Он практикует уже сорок лет.

– Я занималась организацией приезда наших друзей-буддистов в Кыргызстан. И Лайф вместе с друзьями из Казахстана застрял на границе, на холоде. Я взяла такси и приехала. Забрала их. После этого мы начали общаться с Лайфом. Он писал мне прекрасные письма из Копенгагена. До этого у меня был опыт совместной жизни, и я к новым отношениям относилась с осторожностью. В 2012 году мой гражданский муж заболел раком, восемь месяцев мы боролись, но он покинул этот мир. У меня было состояние стресса. Прошёл год после его кончины, и тут появляется Лайф, он покоряет меня. В марте 2014 года он приехал в Бишкек ещё раз. Я ему показала Кыргызстан. По дороге нам встречались добрые люди. У Лайфа сложились впечатления о нашей стране, что мы тут все, как в раю. Потом наше путешествие закончилось, и он улетел. Через некоторое время он вернулся обратно, встал на колено и сделал предложение. С точки зрения буддизма – это не случайно. Мы давали друг другу обещания встретиться в прошлых жизнях, и наши партнёрские отношения рассматриваем как часть практики. Так положено в буддизме.

Буддист или мусульманин?
Для того чтобы люди чаще вспоминали о том, что у всех мировых религий один корень, в 1950 году даже специально создали отдельный праздник: Всемирный день религии. «Открытая Азия онлайн» подготовила специальный тест на эту тему, с помощью которого вы увидите параллели между тремя мировыми религиями, и ради интереса узнаете – какая вам ближе.


комментариев 0
Комментарии
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Читать все комментарии
Наверх
Ремонт комбинации приборов Land Rover Discovery 3 lll;У нас вы можете купить кубинские сигары в любой район города.