Маленькие религии ЦА: кто в регионе верит в Кришну?
Истории
26.02.2017
Много ли вы знаете людей-приверженцев Кришны? Как устроена их жизнь, чем они занимаются... Различные исследователи определяли кришнаизм по-разному: как учение, считая его частью индуистской религиозной традиции, философию, этическое учение, культурную традицию, образование. О том, как живут кришнаиты в Центральной Азии, узнали журналисты «Открытой Азии онлайн».


Собственно, кто такие кришнаиты? Это религиозное течение, возникшее в Индии. Сторонники его поклоняются Кришне — единому божеству во многих лицах.


КЫРГЫЗСТАН


Кришнаиты в Кыргызстане появились лет тридцать назад. В начале 90-х у них был свой небольшой храм, но просуществовал он недолго. На сегодняшний день их группа немногочисленна. Собираются они в арендованных для занятия йогой залах - на общие воскресные программы. Обычно встреча начинается с киртана - совместного воспевания святых имён бога и мантр, после следуют лекция на духовные темы и медитация. На встречи приходят абсолютно разные люди: студенты, кандидаты наук, юристы, музыканты, состоятельные люди и представители среднего класса. Есть те, кто ходят в церковь и мечеть. Совершенно неважно, к какой религиозной конфессии принадлежит человек, кришнаитом может стать любой, - говорят последователи общества Кришны.


Рухидину Асанову 30 лет, и он относит себя к кришнаитам. Хотя, поясняет он, это не совсем верное название – так нас называют в обществе. Правильное же название –вайшнавы.

10463973_270281453155981_439145458716333107_n.jpg

Родители Рухидина – члены общества сознания Кришны: отец еще в 70-е годы начал изучать йогу и восточную философию. С трудом доставал книги и украдкой их читал после лекций у себя в общежитии, когда учился в Новосибирске. Жизнь отца Рухидина изменилась после встречи со знаменитым проповедником ведических знаний Ангирой Муни. Это знакомство оставило глубокий след в сердце отца, и он решил глубже изучить ведическую философию, а впоследствии стал кришнаитом.



Мама присоединилась к обществу Кришны 13 лет назад. Сестра тоже следует этому течению индуизма, но вышла замуж за не-вегетарианца. Ей приходится готовить мясо своему мужу – вайшнавам категорически запрещено есть и готовить мясные блюда. Младший брат не ест мясо, прожил в Индии полгода, но пока кришнаитом не стал.

13443057_1401929959824204_6533986099807552507_o.jpg

Сам Рухидин математик и преподает в двух местных вузах. Свою веру он пытался найти с детства. Самой первой его книгой была детская Библия. Искал ответы в исламе, после школьных уроков ходил в медресе. В пятом классе научился читать и петь суру на арабском языке. В седьмом Рухидин подошел к отцу и сказал, что больше не хочет учиться в обычной школе и свою жизнь он намерен связать с исламом – стать муллой.


- Родители, посовещавшись, решили, что мне нужно перестать ходить в медресе. Признаюсь честно: возможно, я бы ушел в ислам. Но наставления родителей для меня всегда были в приоритете, и я продолжил искать себя, – говорит Рухидин.

Родственники настаивали на том, чтобы он принял ислам. Часто говорили ему, что он по рождению мусульманин и должен быть им.


- К чему эти ярлыки?! Я убежден, что человек должен осознанно выбирать, и никто ему не вправе навязывать, к какой религиозной конфессии необходимо примкнуть. Неосознанный выбор никогда не приведет к вершинам духовной реализации.

«Поиск себя» у Рухидина закончился стремительно. В 18 лет он испытал разочарование в общении с друзьями. Он понял, что вокруг него стало очень много фальши. Рухидин погрузился в апатию. Однажды, придя домой, он поставил диск с лекциями сознания общества Кришны и стал вслушиваться в них. На фоне бормотания какого-то наставника к нему пришла мысль о том, что можно выйти из этого затяжного кризиса, если начать менять себя.

1622420_839925112691361_229503633_o.jpg

- В 18 лет я твердо решил для себя, что буду пытаться стать членом общества сознания Кришны. Это был мой осознанный выбор, и родители меня никогда к нему не подталкивали.


Простые на первый взгляд принципы, по которым живет община, оказываются многим не по силам. Основных принципа четыре. Первый – не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца. Здесь также не употребляют одурманивающие вещества, такие как алкоголь, наркотики, табак. Преданные Кришне отказываются даже от чая и кофе из-за содержащегося в них кофеина. Третий принцип – не вступать в половые отношения вне брака. И последнее – жить без обмана, махинаций и азартных игр.


С этими принципами у Рухидина всегда были проблемы. Легче всего ему дался отказ от мяса, другие постулаты давались намного тяжелее.


- У меня были срывы. Мои наставники помогали мне. Сейчас я могу сказать, что я стал ценить свою жизнь больше.  


Миссионерская деятельность идет вразрез с принципами кришнаитов, которые живут в Кыргызстане. Ходить по квартирам и рассказывать о Кришне – это не их стиль. Поэтому члены общества не афишируют своей религиозной принадлежности, но и не скрывают ее.


Рухидин не припомнит случая, когда на него или на других членов общества нападали или пытались оскорбить. По его словам, к нему всегда относились толерантно. Лишь бывало, что ему абсолютно незнакомый человек в маршрутке пытался доказать, что он выбрал неправильный путь. Студенты же не раз задавали ему в лоб вопросы.


- Да, есть люди, которые считают кришнаитов странными, которые говорят, что со мной что-то не так. Но, пообщавшись со мной дольше, понимают, что я такой же разумный человек, как и они.

Однако встретить на улицах Бишкека странных людей в белых или шафрановых балахонах, которые стоят себе, поют «Харе Кришна, харе Рама» (священная маха-мантра), в бубенцы стучат – уже невозможно. Несколько лет назад кришнаитов лишили официальной регистрации, посчитав их общество деструктивной религией. Теперь закон страны не позволяет им выходить на улицы.

10712602_838709152836359_363009191282879400_o.jpg

Выдает Рухидина косичка (шикха) – небольшой хвостик на макушке. Он позволяет удерживать энергию в верхних чакрах и сосредотачивать свои мысли на Боге, а так он подстрижен вполне стильно.


Заразительная улыбка – это еще один признак. Улыбка и веселье – черта всех кришнаитов. Они чуть ли не каждый день что-то празднуют. Самым главным праздником считают явление Кришны. Это шум и пестрый балаган. До сих пор жива традиция бить глиняные горшки с йогуртом, как это делал маленький Кришна.

харе кришна 5.jpg

В Бишкеке Рухидин не носит традиционной одежды вайшнавов. В городе его можно часто встретить в обычной одежде, которую носят тысячи жителей столицы. Традиционный наряд он надевает, в основном, когда путешествует по Индии, посещая храмы. Вообще одежда для кришнаитов несет особый сакральный смысл. Они убеждены, что она дана им не только для того, чтобы прикрыть наготу. Вайшнавы говорят, что одеяние - отражение духовного мира. Иначе говоря, кришнаиты верят, что точно такие же наряды носят в духовном мире Кришны.

харе кришна 1.jpg

Есть и свои представления о загробном мире и о загробной жизни. Рай описывается как остров веселья – Гавайи: танцы под гитару, райские сады и блудницы, гирлянды из цветов. Ад похож на христианский.


Кришнаиты верят, что человек не попадает в рай или ад навсегда. Считается, что это просто разные уровни нашей Вселенной. Они убеждены, что у каждого человека есть свой запас благочестия, который состоит из добрых дел, совершенных на земле. Этот запас благочестия каждый раз заканчивается, и человеку вновь после смерти суждено вернуться на землю в виде дождя. При приближении этого момента человек впадает в депрессию, и его гирлянда из цветов начинает увядать. Это означает, что человек готов к перерождению.


- Если бы у меня была возможность увидеться с Кришной (Рухидин замолкает на пару минут), я бы ничего у него не спрашивал (снова тишина). У меня бы не хватило духу.

КАЗАХСТАН


В Алматы у кришнаитов есть собственное кафе. В Govinda’s звучит индийская музыка, а посетителей встречают официанты в сари. Само собой, заведение вегетарианское. Но это не просто кухня без мяса, объясняет хозяйка, – все блюда приготовлены по ведическим рецептам.


ФЃвЃ1.JPG


Веды – сборник священных писаний индуизма на санскрите, в которых сказано обо всём, что касается жизни на Земле, – о Боге, откуда взялась жизнь, что такое смерть, как строить отношения с людьми, как сохранить здоровье и чем питаться. Еде в кришнаизме уделяется особое внимание. Поэтому его часто называют «вкусной религией».


ФЃвЃ2.JPG


Пускают на кухню – показывают, как готовят сабджи (овощное рагу) и блинчики без яиц. Особенные здесь и сладости. Таких больше нигде не попробуешь – пирожные из уваренного молока, медовые трубочки, даже тирамису, но ведическое.


ФЃвЃ3.JPG

Сюда приходят индусы, работающие в Алматы, вегетарианцы и любители кулинарных экспериментов. Здесь не читают проповедей, но иногда проводят праздники и встречи преданных (так называются адепты, последователи). Тогда кафе закрывают на спецобслуживание.


Хозяйка просит не путать – это коммерческая деятельность, бизнес. А само служение Кришне проходит в другом месте. Здесь она Галина Геннадьевна Гороуз, в гражданской, как сама шутит, одежде.


Г†Ђ®≠†.JPG

А духовное её имя – Ananga Mohini. Она брахман (уже в статусе духовного наставника) и пришла к этой вере вслед за мужем. Год 1993-й был тяжелым, вспоминает: «Знаете, привычный мир разрушился, Союза не стало, не стало партии, которой мы верили». И они стали верить в Кришну. Как и почему именно эту религию они выбрали, Галина Геннадьевна не уточняет. Говорит, это и неважно, у каждого - свой путь. Видимо, это слишком интимный вопрос:


– Все религии ведут к Богу, просто разным путём. Как в любой город можно доехать по железной дороге, на автобусе, самолётом, но ты попадёшь в нужную точку, так и с верой – ты достигнешь цели.


ФЃвЃ4.JPG

Целью же ставится духовность, гармония с природой, помощь ближнему и полный отказ от насилия.

– То есть даже муху нельзя обидеть?

– Даже комара нельзя!


– А если он укусил и кровь пьёт, и неприятно, и чешется?

– Можно, конечно, его прихлопнуть. Но лучше – потерпеть. Мы с мужем страдаем каждый раз, даже когда дерево выкорчевать нужно.


В кришнаизме также существуют понятия о грехе. Как и мусульмане, они читают молитвы на чётках.


Большим отличием от других вероисповеданий является убеждённость в реинкарнации.

ФЃвЃ5.JPG

– Что касается реинкарнации, то это всегда такой болезненный вопрос для людей несведущих. Даже в христианстве есть понятие о душе. А откуда она взялась? Кто она такая? И даже в светских беседах мы говорим: «Ой, душа болит». Признаём, что она есть. Но душа ведь не может умереть… На земле существует более 8 миллионов видов жизни. И не кришнаитами это придумано – любой биолог может подтвердить. Душа должна же как-то пройти эти этапы и получить человеческое тело. И, представьте, мы их прошли.


Дальше Галина Геннадьевна рассказывает, как они помогают единомышленникам: поручают молодым шефство над немощными стариками, учат почитать родителей…


Кришнаиты в Казахстане – это официально зарегистрированное Общество Сознания Кришны с филиалами в семи городах страны, с «преданными» в количестве около трёх тысяч человек и даже собственным сайтом. Они входят и в Международное Общество.



У кришнаитов есть свой большой участок земли, который они возделывают, и несколько дач за городом, в Алматинской области. В начале 2000-х они начали скупать заброшенные дачи, выращивать на полях съестное, заводить скот, открыли кондитерский цех и начали строить храм… Многие уверены, что теперь этой фермы нет и в помине. В 2006 году местные власти подали иск об изъятии этих 50 гектаров в пользу государства. Чётких и однозначных претензий не было: кто-то пришёл к выводу, что дело в самой нетрадиционной религии и её неуместности для здешнего пейзажа, другие были уверены, что у верующих не всё оформлено законно. Суд вынес решение в пользу районного акимата и земельного комитета. И дачи даже начали сносить – пригоняли туда бульдозеры.

ИІкпв®• І•ђ•Ђм.jpg
Фото ИА Фергана.Ру

Но, оказывается, ферма осталась на том же месте. И все конфликты улажены.

ФЃвЃ7.JPG

На ферме встречает муж Галины Геннадьевны, президент Общества Сознания Кришны, тоже брахман Lalita Govinda, а в миру – Виктор Иванович. Несколько дач, уточняет, всё-таки снесли, но сама ферма осталась, всё здесь идёт по-прежнему, и даже храм отстроили. Но сначала он показывает священных животных.

ФЃвЃ8.JPG

Примерно 14 голов – коровы и быки – беспрестанно жуют сено. Похоже, они и вправду уверены в собственной священности: движения их неторопливы, вид горделивый, они ухожены, чисты и любопытны. Пытаются разглядеть нового человека.

ФЃвЃ9.JPG

Это монах, и он ухаживает за скотом: кормит (впрочем, сено здесь всегда лежит вот так), моет, убирает навоз, доит два раза в день. Они знают, что их никогда не убьют, объясняет парень, поэтому так спокойны:


– Мы верим, что если не убивать коров, не есть их мясо, то войны остановятся. В Священных писаниях так говорится. Даже Иисус Христос сказал: не убий. И животных убивать нельзя. А человек убивает, поэтому отрицательная энергия накапливается и начинает распространяться с бойни. Люди становятся агрессивными. И идут друг против друга: человек против человека, семья против семьи, государство против государства.

ФЃвЃ10.JPG

Виктор Иванович-Lalita Govinda добавляет к этому, что они не покупают молоко в магазине, потому что там оно от животных, которых рано или поздно пустят на убой. И пить такое молоко – для них соучастие.


– Когда ты убиваешь, ты совершаешь насилие. И это насилие по закону Вселенной возвращается к тебе. Корова – высокоразвитое существо, следующая её жизнь по реинкарнации – если она отживает свой век и умирает естественной смертью – получает тело человека. Если её убили, она опять получает тело животного. Мы хотим, чтобы наши коровы в следующей жизни получили человеческое тело.


Несмотря на то, что кришнаиты против насилия, они поддерживают смертную казнь, но только для убийц. Считается, что если умертвившего другого человека преступника не казнить, в следующей жизни он будет страдать. То есть, казнь, по мнению вайшнавов, – это акт милосердия. Вот такая логика.


Дальше Виктор Иванович показывает фруктовый сад, где деревья посажены ровными рядами.

ФЃвЃ11.JPG

Следующая достопримечательность – поля. Сейчас они занесены снегом, а во время урожая отсюда снимают и картофель, и тыкву, и капусту – практически все овощи, которые можно купить на базаре.


И, наконец, храм. Как и в любом, на входе нужно разуваться. Внутри он похож на обычный дом – в нём зал и небольшая кухонька.


- Сейчас божества (у Кришны есть несколько аватаров – их так и называют) кушают, а потом будут отдыхать, через полчаса мы вам их покажем, – обещает Lalita Govinda.

Р†бѓЃап§Ѓ™ §≠п Ка®и≠л.JPG


За божествами ухаживают несколько монахов, принявших целибат (обет безбрачия). Они занимаются только этим. Это их работа. И только они готовят яства для богов – оказывается, Кришна любит сабджи, рис и сладости.

ФЃвЃ12.JPG

ФЃвЃ12_1.JPG
 
Пока монахи готовятся к службе, обсуждаем с Виктором Ивановичем кришнаизм в Центральной Азии. И если следов существования буддизма на территориях наших стран в древности – сколько угодно, то с их верой не всё так очевидно. Но, рассказывает собеседник, реконструкцией одеяний Золотого человека, найденного в Казахстане, занимался учёный, который являлся их адептом, и он нашёл в его одеянии множество сходств с ведическими символами. Да, и в Писаниях упоминаются все знаковые события, которые происходили в Центральной Азии ещё пять тысяч лет назад и позже.


Виктор Иванович спрашивает с хитрым прищуром: «Вы знаете, чем занимался Иисус почти 20 лет? Никто не знает. В общеизвестных источниках описывается его жизнь до 12 лет, а потом он появляется уже в 33. А в наших Книгах написано, где он был в это время - он жил в индийской деревушке».

ФЃвЃ13.JPG

Звучит «горн» и начинается служба. Монах расшторивает алтарь. На нём много цветов, свечей и несколько изображений Кришны и его аватаров. Монах непрерывно звонит в колокольчик и берёт в руки то огонь, то благовония и ещё множество религиозных принадлежностей – «предлагает их богам».

Без имени-2.jpg

На главный праздник – рождество Кришны, Джанмаштами - сюда, говорят, приезжает до тысячи человек.

– У нас всё на добровольной основе, – опровергает Lalita Govinda все слухи о том, как заманивают в «секту». – Мы не претендуем на то, чтобы все стали кришнаитами. Мы всем, кто спрашивает, говорим: следуйте своей религии. Если вы христианин, следуйте за Иисусом. Христос говорит хорошие вещи. Если мусульманин – слушайте Аллаха. Но если вы хотите к нам прийти, мы не против.

Мы просим пожертвования – это не секрет. В Уставе любой религиозной организации написано, что она живёт на пожертвования. Мы не просим никого ничего нам подписать. Если нечего пожертвовать – нет проблем. Мы знаем, что Господь нам даст. (Говорит на санскрите) – это переводится: «Предайся Господу, и он тебе поможет». Конечно, это не значит, что нужно сесть, предаться и сидеть. Нет, конечно. Трудиться надо. 10 лет назад я стал президентом и только этим занимаюсь. Не скажу, что я в чём-то нуждаюсь. Конечно, не жирею, у меня нет вилл и машин крутых. Но я живу. Каждый день Господь нам даёт. Первая стадия, которая предшествует приближению к Богу, – это добросовестное выполнение своих обязанностей. Если человек будет делать это в миру, по отношению к родителям, семьям, детям, трудиться, он обязательно соприкоснётся с чем-то божественным.

А ещё Виктор Иванович уверен, что если ты близок к Богу, любому, то бояться уже нечего – он от всего оградит: и от страданий, и от болезней, и от голода, и от бульдозеров.

ФЃвЃ18.JPG
комментариев 0
Комментарии
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Читать все комментарии
Наверх